Единый электронный каталог услуг, рост уровня маршрутизации и отцепочный ремонт только на конечных операциях

23.10.2020

Панельная дискуссия Механизмы повышения устойчивости рынка грузовых железнодорожных перевозок в эпоху COVID-19: поиск компромиссов

Узкие места в технологических процессах и их расшивка - это серьезный инструмент повышения скорости перевозок, оборота вагона и выход на высокий уровень планирования перевозок. Ожидания рынка в идеальном мире - оценка железнодорожных перевозок на уровне некоего аналога автомобильного навигатора. То есть четкое понимание темпа прохождения груза, уровня загрузки путевого хозяйства. При этом выход на новый уровень требует не столько инфраструктурных изменений, сколько оптимизации и оцифровки текущих процессов.

Алексей Шило, ОАО «РЖД», заместитель генерального директора - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)

Компания готовится к запуску по-настоящему глобального цифрового продукта, единого прейскуранта услуг компании и ее “дочек”.
"Работаем над специальной программой crm-системой. Это Единый электронный каталог услуг, который уже поступил в опытную эксплуатацию. Программные модули разработаны, до конца года полностью завершим работу. Это продукт для общего использования, полная информация обо всем наборе услуг, суммарно он объединяет более 300 продуктов и услуг, которые предлагаются нашей компанией и дочерними структурами. Примерно треть из списка - решения, направленные на оптимизацию использования вагонов.
В процессе работы над Единым каталогом было проведено полное описание всех процессов, всех предоставляемых услуг. Это дало дополнительный эффект: было выявлено дублирование, обнаружились услуги с одинаковым названием, но оказываемые по разным стандартам различными структурами. Таким образом параллельно шла и оптимизация, и приведение к общему знаменателю всех услуг".

"Новый инструмент позволяет нам, как компании, видеть запросы, следить за изменением спроса, подстраиваться под него. Имея такую аналитику, мы можем реагировать на запросы рынка".

Говоря об обратной связи, следует упомянуть, что часто речь заходит о проблемах с маневровой тягой на путях необщего пользования.

"В данном случае нужно развивать взаимодействие. На РЖД нет дефицита в маневровой тяге: 5300 локомотивов постоянно в работе, 600 в запасе, 150 в горячем резерве. Решение - это вопрос синхронизации. Где-то работаем по графику, где-то выгоднее закреплять за грузоотправителем отдельный локомотив".

Тенденция последних лет - стремление к максимальной концентрации всех компетенций в рамках грузоотправителя. Как показывает практика, решение неэффективное как с точки зрения затрат, так и по уровню реализации.

"Желательно, чтобы всеми операциями занимались профессионалы. Зачастую грузоотправители пытаются решать все сами. Как показывает мировой опыт, аутсорс позволяет экономить 10-15 процентов от затрат на логистику. Мы готовы предоставить свои возможности, позволяя экономить".

Рашид Сайбаталов, ОАО «РЖД», заместитель генерального директора - начальник Центральной дирекции управления движением

"Мы системно занимаемся повышением уровня маршрутизации. За 4 года общий уровень маршрутизации вырос более чем на 6 процентов и достиг 53 процентов. Есть разница по номенклатуре есть разница: этим вопросом активно занимаются уголь, руда - у них маршрутизация достигает 88 процентов. Активизировались поставщики нефтеналивных грузов, но из-за ситуации на рынке решение вопроса притормозится. В настоящий момент они отстают от угольщиков примерно в два раза, но хотелось бы дойти хотя бы до 60 процентов".

Уровень маршрутизации повышается по тем позициям номенклатуры, которые до этого оставались за скобками подобной работы.

"В этом году был рекордный урожай зерна. По итогам сентября погрузка зерна возросла в два раза и превысила уровень прошлого года. Поставщики зерновых обращаются с просьбой организовать маршрутизацию, но пока не готовы выдавать маршрут длиной 71 условный вагон, тем не менее водим составы, пока неполные".

Виктор Воронович, АО «ФГК», генеральный директор

"Профицит вагонов - естественное состояние рынка. Вопрос в том, как он образуется и как мы адаптируемся. Еще в 18-году понимали, что по вагонам находимся в балансе. В 19-м жили в небольшом профиците. В начале 20-го - стресс, более 140 тысяч вагонов у нас на сети “ненужные”.

"Рынок адаптировался, он естественно саморегулируется. По вагонам у нас сейчас в профиците порядка 70 тысяч, но из них 55 тысяч отставили".

"Влияние профицита - снизилась стоимость колеса и стоимость ремонта, система реагирует и балансируется".

Алексей Дружинин, Союз операторов железнодорожного транспорта, исполнительный директор

"Перспективное решение - работа с платой за отстой. Хорошее решение - введение дифференцированной платы на путях общего пользования. По принципу московскому паркинга: чем ближе к основным регионам погрузки, тем выше стоимость. Также должны быть понижающие коэффициенты на долгосрочный отстой. Интересный вариант - интерактивная карта возможностей сети общего и необщего пользования".

Ирина Чиганашкина, Союз операторов железнодорожного транспорта, член Президиума

"Оборот вагона и сопутствующие вопросы сейчас сильно, критически зависят от отцепочных ремонтов. Сейчас отцепка разделилась 60 на 40. 40 процентов - ремонты в пути следования. При этом отцепочный ремонт в пути следования стал сложнее. РЖД сокращает цеха отцепочного ремонта, при отцепке в пути следования оператор должен принять решение, куда отправить, перевозчик ждет заявку, кто ремонтирует - ожидания и процессы увеличили время в ремонте и оборот вагона в ремонте. Принципиально важно перенести отцепку на начально-конечные операции".