Цель - 1400 км за сутки, новые технологии перевозки санкционной продукции и рост транзита через Казахстан

23.10.2020

Панельная дискуссия Let’s Come Together. Как повысить эффективность международных перевозок?

Рост популярности железных дорог происходит на фоне спада морских и автомобильных перевозок. Вопрос и вызов для отрасли - сохранение завоеванных позиций и дальнейший рост за счет конкурентных преимуществ.

Сергей Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

"Для эффективной перевозки важны такие факторы, как скорость, тариф и удобство транспортной услуги для клиентов. Это известно, но дьявол кроется в деталях. Коронавирусный кризис показал, что железнодорожный транспорт предлагает лучшее решение для безопасной и быстрой перевозки грузов".

Сергей Павлов отметил, что лучшим показателем этой тенденции служит уверенный рост объёмов контейнерного транзита. Например, в сообщении Китай – Европа. И чтобы не потерять набранные темпы, нужно повышать скорости движения.

"Хочу отметить работу нашего совместного с казахстанскими и белорусскими коллегами проекта «ОТЛК ЕРА». По итогам прошлого года на базовом маршруте, соединяющем Китай и Европу, транзитное время составило менее пяти суток. Наш целевой ориентир по скорости контейнерного поезда на 2024 год – 1400 км в сутки. Для сравнения, средняя скорость состава в 2019 году – 1058 км в сутки", – добавил Сергей Павлов.

Алексей Гром, генеральный директор, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА)

Увеличивать маршрутную скорость планируется, в том числе, и за счёт оптимизации времени стоянок и увеличения плеч обслуживания на гарантийных участках. При этом фактор скорости на сегодняшний день является главным преимуществом железной дороги.

"По оценкам наших аналитиков, когда грузовладелец принимает решение о переводе грузов с иных видов транспорта на железную дорогу – скорость перевозки, вместе с её стоимостью делят первое место, не сильно уступая друг-другу. По последним нашим данным, индекс стоимости перевозки составляет 0,44 – при том, что индекс потребности в скоростных параметрах составляет 0,36.
Факторы скорости и стоимости находятся фактически в прямой зависимости друг от друга. А в общей стоимости железнодорожных транзитных перевозок вагонная составляющая занимает до 30% всей стоимости услуги. Поэтому увеличение скорости доставки повышает оборачиваемость вагона и снижает стоимость вагонной составляющей. И это – очень хороший резерв для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта".

Виктор Попов, председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества

"Количество перевезённых пассажиров в международном сообщении за 9 месяцев составила 2,3 млн человек. Но это лишь 16,4% от уровня прошлого года. А пассажирооборот за это время составил 17% аналогичного прошлогоднего показателя. По грузовому движению: за 9 месяцев перевезено 1,5 млрд тонн грузов – это на 3,7% меньше уровня прошлого года. Но здесь следует отметить, что это общий показатель внутреннего и транзитного потоков. Если же брать отправление грузов только «на выход» – сокращение составило 11,5%.
При этом следует отметить, что не все железнодорожные администрации сократили перевозки. Рост по сравнению с прошлым годом показали Азербайджан, Армения, Таджикистан, Латвия и Литва".

Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансевразийским перевозкам

Конкуренции с морским транспортом на данном этапе по сути нет. Отношения между представителями разных типов транспорта можно охарактеризовать скорее как сотрудничество.

"Я это вижу следующим образом – нет никакой конкуренции. Вчера было подписано соглашение с Maersk, а это крупнейший морской перевозчик в мире. Но сегодня меняется структура экономик стран, она всё больше предполагает взаимозависимость – несмотря на очень непростую политическую ситуацию", – сказал он.

Рольф Янссон, президент VR Group (Железные дороги Финляндии)

Компания делает ставку на развитие электронных сервисов для пассажиров.

"Мы разрабатываем новые цифровые системы, которые дают планировщикам реальную картину того, какие ресурсы имеются и как можно решить возникающие у потребителей вопросы. Это значительно улучшит качество сервиса. Также летом прошлого года мы запустили новый цифровой канал продаж – сегодня через него продаются более 80% наших билетов. Для этого мы используем сайт, мобильное приложение, в котором можно получить также информацию по поездке и роботизированные кассы на станциях", – подчеркнул Рольф Янссон.

Дмитрий Мурев, генеральный директор АО «РЖД Логистика»

Хорошие перспективы у новой системы транспортировки санкционного груза. Это, в частности, сухое молоко и молочная продукция, замороженные мясо, рыба и морепродукты, подсолнечное масло, пищевые концентраты. Есть и другие товарные позиции, требующие помимо прочего соблюдения температурного режима при перевозке.

"Технология, которая определена постановлением Правительства РФ предполагает навешивание навигационной пломбы на транзитный вагон при пересечении границы страны и её снятие на выходе. Мы с партнёрами из ОТЛК провезли тестовый контейнер 26 марта: из Голландии замороженный лосось шёл в Китай. В целом, по нашей оценке, это рабочий механизм. Уже порядка 50 тыс тонн груза перевезено по этой технологии", – подчеркнул он.

Дмитрий Мурев уверен, что из 3 млн тонн грузов, перевозимых ежегодно, в основном, морским транспортом, до трети объёма можно переключить на железнодорожный транспорт.

Дмитрий Абдуллаев, генеральный директор, председатель Правления АО «KTZ Express»

Приостановление авиасообщения и движения автотранспорта положительно сказались на ростах грузопотока на железных дорогах Казахстана.

"Транзит через территорию Казахстана растёт по всем ключевым коридорам: из Китая в Европу и Среднюю Азию, а также по сложным мультимодальным маршрутам с Каспийским морем. За 9 месяцев рост составил 36% к 2019 году. И мы закладываем сохранение динамики роста на 2021 год. Мы постоянно работаем над качественными показателями: скоростью, IT-инфраструктурой", – сказал он.

Средняя скорость движения транзитных контейнерных поездов на казахском полигоне составляет 1167 км в сутки, добавил Дмитрий Абдуллаев. Помимо этого, в следующем году компания планирует построить вторую железнодорожную ветку на китайском направлении и три новых контейнерных терминала. Развитие инфраструктуры необходимо для обеспечения динамики роста в текущих рыночных условиях