Зерно в контейнерах, рост 3-4PL в России с опережением мира, потребность в “сухих портах” и запрос на онлайн-сервисы

22.10.2020

Agents of Change. Эволюция транспортно-логистических услуг в условиях меняющегося мира

Эффективные средства от кризисных явлений - расширение географии, изменение модели, выход на комплексные решения. В связи с этим перед компаниями встал вопрос эволюции от модели «Перевозчик» к модели «Транспортно-логистическая компания» и повышения мобильности бизнес-процессов.

Дмитрий Мурев, генеральный директор АО «РЖД Логистика» отметил, что несмотря на трудную экономическую ситуацию, доля 3-4PL услуг в российском сегменте выросла в 2020 году с 11% до 13%. Это в то время, когда аналогичные показатели глобальных рыночных долей грандов мировой логистики з ТОП-10 не превышают 10%.
"Результат, который мы зафиксировали, сложился за счет концентрации на контейнерных перевозках, новых сервисов в сегменте промышленно-логистического аутсорсинга и адресной работе со средними и малыми клиентами. Перспективы дальнейшего роста в этом направлении мы видим в совместных действий всех игроков рынка по оптимизации стоимости перевозок, увеличению скорости доставки и сокращению простоя на таможне", – подчеркнул Дмитрий Мурев.

Он добавил также, что необходимо расширять перечень маршрутов: как в Азии, так и в скандинавских странах. Хотя не меньший потенциал скрыт и во внутрироссийском рынке. Россия пока отстаёт по уровню «контейнеризации» экономики от Германии в четыре раза, и в три раза – от США и Китая. Особенно перспективным выглядит взаимодействие с промышленными предприятиями и ритейлом.

"Огромный потенциал у развития региональной логистики: в будущем можно будет перенести центры снабжения регионов из Москвы и Санкт-Петербурга в субъекты. А для этого сейчас необходимо развивать сеть «сухих портов» и контейнерных терминалов, налаживать отношения с уже существующими терминалами и операторами в городах-миллионниках", – отметил также Дмитрий Мурев.

Дмитрий Антонов, директор по продажам и стратегическому развитию Группы агропредприятий «Ресурс»

"Во внешней транспортной логистике на первом месте у нас морской транспорт. Но «узким местом» была доставка грузов до российских портов. Это связано с перевесом и ограничением движения автомобильного транспорта по дорогам. В конечном итоге, после нескольких лет проработки мы перевезли 20 контейнеров поездом в Новороссийск. И в дальнейшем планируем активно развивать это направление – чтобы обеспечить ритмичное поступление грузов в порт", – отметил он.

При этом, из-за пандемии наметилась проблема с перевалкой грузов в порту. По словам Дмитрия Антонова, корабли стали реже заходить в некоторые порты, в отдельных случаях контейнеры не доходили до покупателя, а выгружались в промежуточном порту. Что увеличивало расходы на доставку. Поэтому в «Ресурсе» стали рассматривать возможность доставки грузов в Китай по железной дороге.

Виктор Линник, президент АПХ «Мираторг»

В прошлом году в Китай, Японию, Корею и Вьетнам компания отправила тысячу контейнеров с мясом, а в 2020 году этот показатель вырос до трёх тысяч контейнеров. Тем не менее, несмотря на растущий спрос, остаются трудности с транзитным временем – порядка 55-60 суток.
"Тут есть большая зона работы совместно с «РЖД» по сокращению сроков поставки из центральной части России на Дальний Восток. Нам обещают расчётное транзитное время порядка 10-11 суток, по факту получается 13-14 суток, и мы не попадаем в слоты паромов во Вьетнам, Гонконг и Китай. В результате простои приводят к тому, что транзитное время составляет 60 суток. Но результат в 30-35 суток вполне достижим, здесь много работы и для нас это важно", – сказал он.

Александра Курылева, директор по логистике ООО «Гардиан Стекло Сервисис» заинтересована в оптимизации бизнес-процессов и увеличении их прозрачности.

"В этом плане хотелось бы большего перехода в онлайн. Это и с точки зрения электронного документооборота упрощает жизнь всем, и все наши процессы становятся менее рискованными в плане ошибок. Мы перешли на онлайн-платформу в автомобильных перевозках – чего-то подобного хотелось бы видеть и с железной дорогой", – отметила она.

Андрей Голландцев, председатель Совета директоров АО «Славтранс-Сервис»

Увеличение железнодорожного грузопотока в Азию потребовало расширения контейнерного терминала компании в посёлке Селятино Московской области. Именно через него идёт, в частности, весь экспорт «Мираторга».

"Еженедельно мы отправляем поезд на Дальний Восток. Со своей стороны мы планируем приступить в следующем году к строительству следующей очереди агрохаба, что позволит прибавить 100 тысяч тонн к показателю единовременного хранения на нашей площадке. Дополнительно мы сделали реконструкцию станции, чтобы соответствовать амбициям наших клиентов – ведь мы работаем с флагманами российского агроэкспорта", – подчеркнул Андрей Голландцев.

В плане цифровизации компания также не стоит на месте. По словам Андрея Голландцева, была введена новая система, позволяющая полностью оцифровать не только те товары, которые уже поступили в терминал, но также учитывать объёмы продукции, которые только готовятся к выпуску по предзаказу. К электронной системе имеют доступ представители клиентов – они могут проводить мониторинг процессов внутри хаба.

Алексей Гром, генеральный директор, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА)

Переход от одного вида транспорта к другому в пределах одного рынка (Model Shift) определяется конкурентными преимуществами видов транспорта.
"Если говорить про железнодорожный сегмент контейнерного транзита, эта модель мало отличается от контейнерных перевозок в иных видах сообщений. Конкурентные преимущества такой модели – экономические, технологические, а также возможности гибко реагировать на запросы грузовладельца и по направлению, и по составлению партии грузов. Играет роль инфраструктурный фактор и пропускная способность. Стоит отметить также надежность и безопасность перевозок, как и высокую экологичность железнодорожного транспорта. Именно этими факторами будет объясняться переход грузоперевозок в евразийской зоне на железную дорогу.
Объем транзитных перевозок у нас составляет от двух до четырех поездов в сутки, а скорость движения по инфраструктуре колеи 1520 мм – порядка 600-800 километров в сутки. Это привело к тому, что сейчас мы находимся на этапе формирования устойчивых ключевых преимуществ железной дороги. Эта фаза характеризуется и более резким ростом объёмов перевозок, и большим количеством участников и грузовладельцев, формируются новые альянсы", – добавил Алексей Гром.

Однако на этом этапе периодически пропускная способность достигает максимальной загрузки, поэтому необходимо наращивать резервы инфраструктуры. При этом динамика Model Shift может быть и отрицательной. Поэтому, чтобы оставаться в лидерах роста и не упустить положительный тренд развития, необходимо постоянно развивать сервис, создавать резервы инфраструктуры и работать над издержками, заключил Алексей Гром.